Меркурий 180К, аккумулятор не держит заряд

5 декабря 2014


Рис. Меркурий 180К в режиме калибровки аккумулятора.

Предисловие. Простенькая неисправность доставила головной боли механика. Редкий, для нашего ЦТО, ККМ Меркурий 180К, как результат увеличенное время на ремонт, который по сути своей, делается за 1 минуту опытным специалистом по Меркуриям. Сам ремонт является образцом халатности оператора ККМ, линейного механика, инженера ремонтника и не заслуживает даже отдельной заметки, если бы, не один странный факт. Спустя неделю после выхода из ремонта ККМ Меркурий 180К в ремонте появляются весы Меркурий 315, с аналогичной проблемой, что и послужило поводом для создания этой публикации, вдруг опыт чужих ошибок поможет коллегам в ремонте или владельцам оборудования в эксплуатации. В данном случае, торговая марка Меркурий не является эпицентром всех проблем, корни растут от нестандартного потребляемого напряжения, применяемого для устройств, производства Инкотекс.
При ремонте был выявлен один любопытный нюанс. Несмотря на открытость предприятия Инкотекс по отношению к ремонтным организациям, на ремонтируемый образец ничего не удалось найти!!! Нашлась инструкция по калибровке - очень похожая на искомую, нашлась схема зарядного устройства - очень похожая на искомую, но найти ремонтную документацию, соответствующую ремонтируемому образцу – не удалось!
Заявленная неисправность. ККМ Меркурий 180К не держит заряд, не смотря на то, что зарядное устройство постоянно подключено в розетку.
Первичная диагностика. С литиевыми аккумуляторами встречаться приходилось только в телефонах, поэтому диагноз простой, неисправен аккумулятор. Но вот замена аккумулятора на новый, результатов не дала. Добавочным признаком было отсутствие свечения красного светодиода - признака зарядки.
Ремонт. Забегая в вперед, следует отметить, достаточно поглядеть на шильдик ККМ

и блок питания

что бы понять, почему аккумулятор не держит заряд. Но ремонт пошел по ложному пути, стали ремонтировать абсолютно исправный зарядное устройство, калибровать абсолютно исправный ККМ и менять абсолютно исправный аккумулятор. Калибровка АЦП ККМ под аккумулятор не помогла, хоть и методика калибровки несколько отличается, однако в целом руководство по калибровке совпадает и годно к применению.


Рис. Технологическая перемычка для входа в тестовый режим.

Крайнего нашли быстро, блок питания, выдает 7,2В вместо положенных 7,4В, что явно недостаточно для зарядки литиевого аккумулятора 7,4В.



Рис. Аккумулятор 1 А/ч 7,4В новый образец.

Рис. Аккумулятор 1,8 А/ч 7,4В старый образец.

Выходное напряжение 7,7В на выходе адаптера было быстро восстановлено, однако аккумулятор отказывался заряжаться, что собственно вполне ожидаемо, если учесть, что литиевый аккумулятор на 7,4В. Ток заряда составил 4-10 мА, в то время, как датчик тока, который зажигает красный светодиод  индикации заряда составляет 0,25А. Обращение к коллегам тут же решило проблему, как выяснилось, что проблема решается на раз-два, зарядное устройство должно выдавать 8,4В. Как только блок питания был подогнан под требуемое напряжение, аккумулятор стал заряжаться.

Рис. Схема доработки зарядного адаптера под 8,4В. Схема не много не совпадает с тем УЗ, что попал в ремонт.

Рис. Зарядный адаптер, переделываем под 8,4В. Меняем резистор в цепи обратной связи.

Ремонт закончен.

Заключение. Уже после окончания ремонта выяснилось, что в ремонт попал зарядный блок от ККМ Меркурий 130К, который был установлен рядом с ККМ отправленным в ремонт. Блоки питания обоих ККМ внешне похожи, но абсолютно разные по выходным напряжениям. Кассир перепутал зарядные устройства, линейный механик не выявил факт подмены, а инженер, понадеявшись, что блок от ККМ, не удосужился проверить совместимость ККМ и зарядного устройства.