ШИМ-контроллер из 50-х годов.
Вибропреобразователь ВС-2,4 дата выпуска март 1956г.
Сегодня на почту пришло письмо со схемой DC/DC автомобильного преобразователя. Схема как схема, поломка как поломка - ничего не обычного нет, если бы, не одно но… DC/DC преобразователь из 24В бортовой сети делает 12В для устройств со стандартным автомобильным питанием, то бишь 12 вольтовых устройств. Не вдаваясь в технические параметры, а устройству есть чем похвастаться, заглянул на ценник, за такие неприличные деньги, лично я, кинул бы обыкновенный провод с плюса того аккумулятора, который сидит на корпусе. Но глядя на довольно сложную схему преобразователя вспомнилось интересное инженерное решение из 50 годов, которое решало аналогичную проблему.
Представьте себе советский автопром 50-х годов, в те времена легковая машина считалась роскошью, а не средством передвижения. В любые времена роскошная машина должна быть упакована по максимуму, и даже больше чем по максимуму. Не был и исключением автомобиль «Волга», в нем был установлен радиоприемник. Для современных автомобилей существуют десятки тысяч вариантов всякого рода радиоприемников, но, ни один из них не может похвастаться радиолампами в начинке, хотя может очень дорогие, люксовые варианты и имеют подобие радиоламп в усилителях, не берусь утверждать. В автомобильном радиоприемнике 50-х годов лампы стояли не для ценителей чистого звучания, полупроводниковая электроника была в зачаточном состоянии, транзисторов просто не существовало. Не вдаваясь в техническое описание работы радиоламп, просто отметим, для нормальной работы радиолампы с правой характиристикой необходимо +1В накал, сетка, +200В на анод, простая задача, была практически неразрешима в малогабаритном исполнении. С одной стороны задача проста, ставим повышающий трансформатор и… вуаля, получаем требуемые напряжения. Но вот проблема, бортовая автомобильная сеть – это 12 постоянного напряжения, трансформатор к постоянному источнику напряжения не подключить, нужна «дрыгалка». В современных DC/DC преобразователях стоит ШИМ-контроллер управляющий силовым транзистором, который и раскачивает трансформатор постоянным током, то закрываясь, то открываясь создает в трансформаторе меандр, достаточный для работы трансформатора. Но вот в далеких 50-x, ни чего подобного не было, а радио слушать хотелось. На помощь как всегда пришла военная техника, там эта проблем была давно решена, там использовался «атец» всех ШИМ- контроллеров вибропреобразователь.
Принцип работы вибропреобразователя был примитивен, трансформатор подключался к бортовой сети 12,через нормальнозамкнутые, подпружиненные контакты. За контактами, помимо обмотки трансформатора, подключалась обмотка соленоида, которая управляла контактами вибропреобразователя. При включении, ток проходил через нормальнозамкнутые контакты на первичную обмотку трансформатора и соленоид, соленоид в свою очередь размыкал контакты и обмотка трансформатора и соленоид оказывались отключенными, в обмотке трансформатора формируется ЭДС самоиндукции на вторичной обмотке, а пружина вибропреобразователя возвращала нормальнозамкнутые контакты в исходное положение и цикл повторялся. Частоту генерации этого псевдо ШИМ-контроллера задавала жесткость пружины. Несмотря на низкую рабочую частоту, этот ШИМ-контроллер мог уйти в режим непрерывных токов, для предотвращения этой ситуации, во вторичной цепи устанавливался грифлик, цепочка из конденсатора и резистора, в современных цепях такое решение получило название - снаббер . Подключение грифлика решало три проблемы, мы имеем почти активный снаббер, а значит более высокий КПД, уменьшаем искру на контактах вибропреобразователя, тем самым увеличиваем ресурс работы контактов, и наконец получаем фильтр по борьбе с гармониками и ВЧ помехами, что для радиоприемника немаловажно.
Упрощенный принцип работы DC/DC автомобильного преобразователя 50-х годов на вибропреобразователе.
Думаю схема достаточно наглядно показывает принцип работы. В комментариях нуждается только +12В, на схеме они посажены на корпус автомобиля, и это не опечатка. Первые автомобили, как советского, так и импортного автопрома, имели плюс на массе, и только когда открыли полупроводниковый эффект под напряжением в местах соединения разных металлов, на корпус машины стали кидать минус.
Несмотря на миниатюрность DC/DC автомобильного преобразователя 50-х годов, по габаритам он не уступал размерам радиоприемника, при работе сильно гудел, и имел вид отдельного устройства.
Схема автомобильного радиоприемника А8
Для примера, приводим схему лампового автомобильного приемника А8, устанавливаемого в автомобиль "Победа", "Москвич" в 50-х годах, в которой используется вибропреобразователь.
Чуть позже мы затронем вопрос как такую же проблему решали в импортном автопроме.
2 comments
Работает с одной первичной обмоткой
Работает в ключевом режиме
Есть времязадающая цепь - пружина
Ну чем не ШИМ контроллер?
Медодикой рассчета активного грифлика - не обладаем, мы практики, а не теоретики. Что бы не подгорали контакты можно поставить пассивный грифлик, параллельно контактам, конденсатор последовательно с резистором, например как в ИБП APC Smart.