ИБП APC Smart 1000 (640-7734_REV08) не работает в режиме BOOST

ИБП APC Smart-UPS 1000
Введение. Год назад мы уже публиковали «Типовая неисправность ИБП APC Smart 1000-1500 (640-7734D)», в принципе публикация верна и актуальна на текущий момент, но прошло время и подобный ремонт выглядит несколько иначе, поэтому предлагаем обновленный вариант этого публикации.
Неисправность со слов заказчика. ИПБ APC Smart 1000

640-7734_REV08

периодически зависает, при этом на дисплее горят все светодиоды.
Первичная диагностика. Поломка типовая и не нуждается в диагностике. Мы же все-таки попытаемся рассказать о диагностике этой поломки. Проще всего использовать лабораторный автотрансформатор, к которому подключаем тестируемый ИБП:
- Проверяем TRIM режим - повышаем напряжение до 240В, то есть переводим ИБП в режим работы от повышенного напряжения TRIM, не путать с переключением в режим работы от аккумулятора при повышенном входном напряжении (на дисплее должен светится индикатор повышенного входного напряжения, при этом индикатор работы от аккумулятора не должен светиться).
- Проверяем BOOST режим - понижаем напряжение на выходе автотрансформатора до 210В, то есть переводим ИБП в режим работы от повышенного напряжения BOOST, не путать с переключением в режим работы от аккумулятора при пониженном входном напряжении (на дисплее должен светится индикатор пониженного входного напряжения, при этом индикатор работы от аккумулятора не должен светиться).
Если при переходе в режим BOOST и/или TRIM ИБП зажигает все светодиоды, то неисправно реле RY2 – BOOST и/или RY1 - TRIM. Данное выражение несколько режет слух, так как в работе дополнительной обмотки автотрансформатора ИБП участвуют два реле RY1, RY2 одновременно, которые и определяют фазировку дополнительной обмотки. На практике это выглядит так:
- Нормальный режим, входное напряжение 220В – реле RY1, RY2 включены так, что дополнительная обмотка в обрыве.
- Режим повышенного входного напряжения (TRIM) - реле RY1, RY2 включены так, что дополнительная обмотка включена встречно основной обмотке автотрансформатора.
- Режим повышенного входного напряжения (BOOST) - реле RY1, RY2 включены так, что дополнительная обмотка включена последовательно основной обмотке автотрансформатора.
Сильно упрощая:
- при переходе из нормального входного напряжения (Uвх=220В) в режим повышенного входного напряжения (Uвх=240В) меняет свое состояние только реле RY1,
- при переходе из нормального входного напряжения (Uвх=220В) в режим пониженного входного напряжения (Uвх=210В) меняет свое состояние только реле RY2.
![]() |
Для справки. Так как материал рассчитан на наших специалистов, то некоторые вопросы пропущены для простоты понимания. Более подробно с работой реле режимов работы автотрансформатора можно ознакомится с работой на ресурсе http://www.mirpu.ru/ups/84-shemups/146-su1000.html, данный сайт must have в закладках каждого специалиста по ремонту ИБП (и не только). Следует обратить внимание, что маркировка реле ИПБ APC Smart 1000 (640-7734_REV08) и указанных на сайте не совпадает:
Материал с сайта Мир ПУ: Интерактивная технология обеспечивается за счет наличия на силовом трансформаторе дополнительной автотрансформаторной обмотки. ЭДС, наводимая в этой обмотке, либо суммируется с сетевым напряжением, либо вычитается из него, в результате чего и происходит либо повышение, либо понижение выходного напряжения. Коммутация этой автотрансформаторной обмотки осуществляется с помощью двух реле: реле BOOST (RY3) и реле TRIM (RY2), при переключении которых изменяется направление тока в автотрансформаторной обмотке. Принцип создания синфазного или противофазного тока в автотрансформаторной обмотке демонстрируется на рис.9
Рис.9 Принципы повышения/понижения выходного напряжения ИБП. |
В случае отсутсвия автотрансформатора, работу TRIM режима проверить практически невозможно, в то время как работу BOOST режима можно проверить довольно просто, достаточно включить ИБП в один удлинитель с мощной нагрузкой (не менее 1 кВт), например чайник или микроволновку, включить ИБП в рабочий режим от сети, затем включить мощную нагрузку, при включении напряжение в сети кратковременно просядет и в ИБП сработает BOOST режим, реле внутри бесперебойника издадут характерный щелчок. Если реле RY2 неисправно, то на панели управления включатся все светодиоды и ИБП зависнет. Стоит отметить еще один факт, выпаянные старые реле довольно хорошо показывают работу контактов при тестировании в статическом режиме, не стоит доверять этому, реле неисправно.
Ремонт. При определенной сноровке реле RY2 можно поменять не снимая материнской платы, хотя два винта и один саморез крепления материнской платы придется открутить.

Шасси 640-7734H_REV08, реле управления дополнительной обмоткой автотрансформатора
![]() |
Важное замечание. Для любителей полностью снимать материнскую плату для замены реле следует отметить, радиатор инвертора расположен таким образом, что при проверочном включении в нескрученном состоянии есть большой шанс замкнуть радиатор на корпус. |
Выпаивается старое реле довольно просто, гораздо сложнее установить новое, так как для попадания в установочные отверстия требуется определённая сноровка. После замены реле RY2 работоспособность в режиме BOOST полностью восстанавливается.
Заключение. Если ранее мы рекомендовали менять оба реле управления дополнительной обмоткой, то практика показала – российские электрические сети более подвержены проседанию напряжения, чем повышению.

Реле RY2 (BOOST) после 3 лет эксплуатации, контакты имеют максимальный износ.

Реле RY2 (BOOST) после 4 лет эксплуатации, контакты полностью сгорели, если потрясти реле то можно услышать бренчание шлака от контактов внутри корпуса реле.

Реле RY1 (TRIM) после 4 лет эксплуатации, только конус от дуги в центре контакта выдает износ реле
Как можно увидеть износ у реле RY2 очевиден, в то время, как RY1 хоть и имеет следы износа, но в целом вполне работоспособно. Не смотря на тот факт, что мы меняем оба реле включения дополнительной обмотки автотрансформатора, фактически это стереотип, чем необходимая мера.
UPD 16.02.2016. При подключении ИБП SUA1500 (640-7732H REV9) от кнопки загораются все светодиоды на передней панели. При понижении входного напряжения ЛАТР-ом до 190 В, ИБП начинает стартовать без ошибок. На выключенном ИБП, сеть 220 В подключена, аккумуляторы подключены, но от кнопки ИБП не включен, в диапазоне 170-196 Вольт силовой трансформатор не гудит, в диапазоне 200-240 Вольт трансформатор работает с перегрузкой и сильно гудит. В районе 195-200В слышно, как включается реле RY2 и после этого трансформатор начинает работать с перегрузкой. Чувствительность ИБП на минимуме. Замена реле RY2 полностью устранила неисправность (реле RY1 имело контакты в идеальном состоянии и в замене не нуждалась).
2 комментария
P.S. Если честно заметку делали с своим интересом, а интерес такой, сделать заметку - сколько ходит реле "BOOST"/"TRIM" режима. Дело в том, что у нас контора разделена на два лагеря одна часть считает, что электронный стабилизатор напряжения лучше чем механический, другая наоборот, вот мы и начали свое изучение вопроса с ИБП Smart-UPS, там входные цепи работают так же как у электронных автотрансформаторов.