ИБП APC Smart 1000 (640-7734_REV08) не работает в режиме BOOST

7 августа 2015 9753 просмотров


ИБП APC Smart-UPS 1000

Введение. Год назад мы уже публиковали «Типовая неисправность ИБП APC Smart 1000-1500 (640-7734D)», в принципе публикация верна и актуальна на текущий момент, но прошло время и подобный ремонт выглядит несколько иначе, поэтому предлагаем обновленный вариант этого публикации.
Неисправность со слов заказчика. ИПБ APC Smart 1000

640-7734_REV08

периодически зависает, при этом на дисплее горят все светодиоды.
Первичная диагностика. Поломка типовая и не нуждается в диагностике. Мы же все-таки попытаемся рассказать о диагностике этой поломки. Проще всего использовать лабораторный автотрансформатор, к которому подключаем тестируемый ИБП:

  • Проверяем TRIM режим - повышаем напряжение до 240В, то есть переводим ИБП в режим работы от повышенного напряжения TRIM, не путать с переключением в режим работы от аккумулятора при повышенном входном напряжении (на дисплее должен светится индикатор повышенного входного напряжения, при этом индикатор работы от аккумулятора не должен светиться).
  • Проверяем BOOST режим - понижаем напряжение на выходе автотрансформатора до 210В, то есть переводим ИБП в режим работы от повышенного напряжения BOOST, не путать с переключением в режим работы от аккумулятора при пониженном входном напряжении (на дисплее должен светится индикатор пониженного входного напряжения, при этом индикатор работы от аккумулятора не должен светиться).

Если при переходе в режим BOOST и/или TRIM ИБП зажигает все светодиоды, то неисправно реле RY2 – BOOST и/или RY1 - TRIM. Данное выражение несколько режет слух, так как в работе дополнительной обмотки автотрансформатора ИБП участвуют два реле RY1, RY2 одновременно, которые и определяют фазировку дополнительной обмотки. На практике это выглядит так:

  • Нормальный режим, входное напряжение 220В – реле RY1, RY2 включены так, что дополнительная обмотка в обрыве.
  • Режим повышенного входного напряжения (TRIM) - реле RY1, RY2 включены так, что дополнительная обмотка включена встречно основной обмотке автотрансформатора.
  • Режим повышенного входного напряжения (BOOST) - реле RY1, RY2 включены так, что дополнительная обмотка включена последовательно основной обмотке автотрансформатора.

Сильно упрощая:

  • при переходе из нормального входного напряжения (Uвх=220В) в режим повышенного входного напряжения (Uвх=240В) меняет свое состояние только реле RY1,
  • при переходе из нормального входного напряжения (Uвх=220В) в режим пониженного входного напряжения (Uвх=210В) меняет свое состояние только реле RY2.

Для справки. Так как материал рассчитан на наших специалистов, то некоторые вопросы пропущены для простоты понимания. Более подробно с работой реле режимов работы автотрансформатора можно ознакомится с работой на ресурсе http://www.mirpu.ru/ups/84-shemups/146-su1000.html, данный сайт must have в закладках каждого специалиста по ремонту ИБП (и не только). Следует обратить внимание, что маркировка реле ИПБ APC Smart 1000 (640-7734_REV08) и указанных на сайте не совпадает:

  • RY2 с картинки соответствует RY1 у ИПБ APC Smart 1000 (640-7734_REV08)
  • RY3 с картинки соответствует RY2 у ИПБ APC Smart 1000 (640-7734_REV08)

Материал с сайта Мир ПУ:

Интерактивная технология обеспечивается за счет наличия на силовом трансформаторе дополнительной автотрансформаторной обмотки. ЭДС, наводимая в этой обмотке, либо суммируется с сетевым напряжением, либо вычитается из него, в результате чего и происходит либо повышение, либо понижение выходного напряжения. Коммутация этой автотрансформаторной обмотки осуществляется с помощью двух реле: реле BOOST (RY3) и реле TRIM (RY2), при переключении которых изменяется направление тока в автотрансформаторной обмотке. Принцип создания синфазного или противофазного тока в автотрансформаторной обмотке демонстрируется на рис.9

 

Рис.9 Принципы повышения/понижения выходного напряжения ИБП.

В случае отсутсвия автотрансформатора, работу TRIM режима проверить практически невозможно, в то время как работу BOOST режима можно проверить довольно просто, достаточно включить ИБП в один удлинитель с мощной нагрузкой (не менее 1 кВт), например чайник или микроволновку, включить ИБП в рабочий режим от сети, затем включить мощную нагрузку, при включении напряжение в сети кратковременно просядет и в ИБП сработает BOOST режим, реле внутри бесперебойника издадут характерный щелчок. Если реле RY2 неисправно, то на панели управления включатся все светодиоды и ИБП зависнет. Стоит отметить еще один факт, выпаянные старые реле довольно хорошо показывают работу контактов при тестировании в статическом режиме, не стоит доверять этому, реле неисправно.
Ремонт. При определенной сноровке реле RY2 можно поменять не снимая материнской платы, хотя два винта и один саморез крепления материнской платы придется открутить.


Шасси 640-7734H_REV08, реле управления дополнительной обмоткой автотрансформатора

 

Важное замечание.  Для любителей полностью снимать материнскую плату для замены реле следует отметить, радиатор инвертора расположен таким образом, что при проверочном включении в нескрученном состоянии есть большой шанс замкнуть радиатор на корпус.

Выпаивается старое реле довольно просто, гораздо сложнее установить новое, так как для попадания в установочные отверстия требуется определённая сноровка. После замены реле RY2 работоспособность в режиме BOOST полностью восстанавливается.
Заключение. Если ранее мы рекомендовали менять оба реле управления дополнительной обмоткой, то практика показала – российские электрические сети более подвержены проседанию напряжения, чем повышению.


Реле RY2 (BOOST) после 3 лет эксплуатации, контакты имеют максимальный износ.

 


Реле RY2 (BOOST) после 4 лет эксплуатации, контакты полностью сгорели, если потрясти реле то можно услышать бренчание шлака от контактов внутри корпуса реле.

 


Реле RY1 (TRIM) после 4 лет эксплуатации, только конус от дуги в центре контакта выдает износ реле 

Как можно увидеть износ у реле RY2 очевиден, в то время, как RY1 хоть и имеет следы износа, но в целом вполне работоспособно. Не смотря на тот факт, что мы меняем оба реле включения дополнительной обмотки автотрансформатора, фактически это стереотип, чем необходимая мера. 

UPD 16.02.2016.  При подключении ИБП SUA1500 (640-7732H REV9) от кнопки загораются все светодиоды на передней панели.  При понижении входного напряжения ЛАТР-ом до 190 В, ИБП начинает стартовать без ошибок. На выключенном ИБП, сеть 220 В подключена, аккумуляторы подключены, но от кнопки ИБП не включен, в диапазоне 170-196 Вольт силовой трансформатор не гудит, в диапазоне 200-240 Вольт трансформатор работает с перегрузкой и сильно гудит. В районе 195-200В слышно, как включается реле RY2 и после этого трансформатор начинает работать с перегрузкой.  Чувствительность ИБП на минимуме.  Замена реле RY2 полностью устранила неисправность (реле RY1 имело контакты в идеальном состоянии и в замене не нуждалась).