APC Smart UPS - замена аккумуляторов. Диагностика. Калибровка.

9 февраля 2014 4889 просмотров

AGM-аккумулятор

Последнее время клиенты пользуясь поиском в интернете, ознакомившись о процессе калибровки считают его довольно простым  и незамысловатым. Вот такие  знатоки задают вопрос, почему замена (читай калибровка) АКБ в составе ИБП APC Smart UPS (далее употребление в статье термина ИБП подразумевает ИБП APC Smart UPS) не выполняется бесплатно и/или по тем ценам, которые клиент считает приемлемыми для себя, ведь в замене аккумуляторов нет ничего сложного.

Действительно, открутить два болта, изъять старые аккумуляторы, установить новые аккумуляторы, по оценкам «специалистов» такая работа практически ничего не стоит.

При этом от замены аккумуляторов хотят иметь

Гарантию на замененные аккумуляторы.

Новые аккумуляторы прослужат в ИБП не менее 3 лет.

ИБП не сломается в ближайшем времени.

Вариант просто купить аккумуляторы и самостоятельно их установить в ИБП, эти «специалисты» почему то не рассматривают.

Существует два варианта замены аккумуляторов.

Упрощенный: Физическая замена аккумуляторов и дальнейшая калибровка по таблицам. На текущий момент мы отказались от такой замены, так как гарантии на проведенные работы дать практически невозможно. Причина, тут все просто, выход из строя аккумуляторов может быть как по причине естественного старения из-за долгой эксплуатации или плохой электрической сети, а может быть и поломкой самого ИБП, в результате которой, аккумуляторы приведены в негодность.

Полный: Физическая замена аккумуляторов, дальнейшая калибровка на нагрузку, проверка ИБП на предмет работоспособности.

Физическая замена АКБ.

Даже простая замена аккумуляторов бывает довольно проблематичным делом, обычно на замену аккумуляторов, последние, приходят сильно распухшими и заклинившими в аккумуляторном отсеке. Для их изъятия приходится полностью разбирать аккумуляторную корзину, фактически это означает полную разборку ИБП и последующую сборку. Процедура довольно трудоемкая, а для неопытного специалиста процедура представляет квестовую задачу «найди болтик, который все держит».

Для справки. В российских охранных комплексах, например «Гранит», установлен псевдо ИБП на случай если пропадает напряжение сети. Вот в этих комплексах стоит специальный блок, который предотвращает распухание аккумуляторов, что мешает производителю в дорогих ИБП установить такой же блок остается загадкой.

 

Контроль старых АКБ.

Важный этап замены, но некоторые специалисты, незаслуженно пропускают этот этап. Что могут сказать нам старые аккумуляторы? Косвенно характер выхода из строя старых аккумуляторов может говорить о состоянии ИБП и его режимах работы. В рамках данного параграфа, будем рассматривать ИБП APC Smart SUA2200I у которого, четыре аккумулятора включены последовательно.

1 вариант. Три аккумулятора абсолютно исправны, четвертый аккумулятор неисправен. Конечно, такой характер поломки вызван браком самого аккумулятора, но тут, как правило, действует принцип, «где тонко там и рвется». Обыкновенно такие поломки вызваны полным разрядом аккумуляторов с последующей зарядкой в составе ИБП, а значит напряжение пропадало и ИБП эксплуатировался до последнего, пока аккумуляторы полностью не разрядились. Косвенно это говорит об эксплуатации ИБП без правильно подключенного специализированного ПО, например PowerChute.

В аккумуляторных батареях для ноутбуков используется принцип разделения на группы аккумуляторов, каждая группа заряжается своим током зарядки. Такой способ зарядки аккумуляторов сильно увеличивает общий срок службы всех аккумуляторов (даже бракованных) в составе аккумуляторной батареи. Фактически такие батареи допускают полный разряд. На практике приходилось встречаться с таким типом зарядки в ИБП, правда, не в ИБП производства APC.

2 вариант. Все четыре аккумулятора имеют, хоть и не допустимо низкие, но все же, одинаковые параметры, аккумуляторы имеют возраст более 3 лет. Такой тип поломки характерен для двух случаев, питающая сеть имеет частые провалы по напряжению, либо ИБП настроен на сильно чувствительный диапазон переключения.

3 вариант. Все четыре аккумулятора имеют распухший вид. Такой тип поломки характерен для двух случаев, аккумуляторы часто разряжали до полного нуля с последующей зарядкой в составе ИБП, либо неисправны цепи заряда в ИБП.

4 вариант. Все четыре аккумулятора имеют, хоть и не допустимо низкие, но все же, одинаковые параметры, аккумуляторы имеют возраст менее 1 года. Бракованные аккумуляторы либо неисправны цепи заряда, неисправны силовые цепи (реле). Определить бракованные аккумуляторы специалисту неработающему с аккумуляторами довольно сложно, общих советов тут можно дать много, но бывает достаточно взять аккумулятор в руки, как становится ясна причина брака аккумуляторов.

Итак, подводя итоги по старым аккумуляторам можно косвенно определить неисправность цепей заряда, неправильную эксплуатацию ИБП, неправильную настройку ИБП, отсутствие информационного соединения ИБП с защищаемым компьютером. Тут очень важна обратная связь с клиентом, сдавшим ИБП на замену аккумуляторов.

Установка новых аккумуляторов.

При установке новых аккумуляторов следует отметить простой факт, аккумуляторы со временем теряют свою емкость, даже если они хранятся на складе. Так же следует отметить и другой простой факт, ИБП в принципе может зарядить аккумуляторы полностью, но делать это будет 48-60 часов. Задача зарядного устройства ИБП - это поддержка работоспособного состояния аккумуляторов, и с этой задачей ИБП справляется идеально, что подтверждается 5-7 летним сроком эксплуатации аккумуляторов в их составе. Поэтому более правильно будет устанавливать в ИБП уже полностью заряженные аккумуляторы, а для этого их надо предварительно полностью зарядить на специализированном зарядном устройстве паспортным током для данного типа аккумуляторов, учитывая поправку на температуру окружающей среды. Практика показывает, калибровка аккумуляторов из одной партии в полностью заряженном состоянии и после хранения без предварительной подзарядки показывает разные результаты.

Контроль тока форсированного заряда аккумуляторов.

Шаг необязательный не только для специалистов желающих сэкономить время на замене аккумуляторов, но и по причине отсутствия в некоторых ИБП режима форсированного заряда. Для контроля тока требуются исправные, но незаряженные аккумуляторы. Замер тока надо делать через 10 минут после подключения аккумуляторов на зарядку, для исключения ошибки, так как некоторые алгоритмы зарядки включают форсированный заряд аккумуляторов через несколько минут после подключения разряженных аккумуляторов к зарядному устройству ИБП.

Контроль напряжения на клеммах зарядного устройства.

Простенькая операция, но есть тонкие моменты, правильный контроль напряжений может быть осуществлен только при температуре 25С.

Важное замечание. Напряжение заряда проверяется при температуре 25С из расчета 2,45В на одну ячейку для форсированного заряда при токе заряда0,15C (где C емкость аккумуляторов)

2,2В на одну ячейку для поддерживающего заряда при токе заряда 0,05С

53.4В - 57.0В

26.7В - 28.5В

13.2В - 14В

 

  Калибровка.

Калибровка – это не только настройка регистра R0, но и проверка, калибровка регистров P, B, L, b, установка даты последней замены аккумуляторов. Калибровка осуществляется в термокамере при температуре 25С, и не менее 8 часов.  Особенностью калибровки является осуществление процедуры в пожаробезопасном помещении, так как есть шанс возникновения возгорания. Практика говорит 0,1% склонны к возгоранию, на практике приходилось сталкиваться всего с двумя такими случаями, но как говорится достаточно и одного раза.

Важно! В случае если нет возможности калибровать ИБП в пожаробезопасном помещении допускается калибровка под пристальным вниманием специалиста/специалистов. ИБП обязательно подключен через автоматик расположенный на значительном расстоянии от калибруемого ИБП, возле ИБП не должно быть легко воспламеняющих предметов, ИБП желательно расположить на железном столе.

 

Выводы.

Рассмотренные вопросы замены аккумуляторов являются лишь частью айсберга, работы описаны не полностью, но и этого должно хватить для приблизительной оценки объема работ.